Фанские горы. День нулевой, он же первый (длинный). Сборы и старт
Где-то в марте усиленно планировал Олег поход в горы Киргизии, пока какая-то добрая душа не подсказала ему, что есть дешёвые билеты в Душанбе. «Фанские горы, сказочный район, там же всегда хорошая погода и не бывает дождей», — загорелся руководитель. Киргизия махом была заменена на Таджикистан, Ош на Душанбе. В середине апреля 8 человек купили билеты на самолёт и начали готовиться к походу. Тренировки, штурмы магазинов в поисках лёгкой снаряги, выезд на Шихан и прочие предстартовые хлопоты. Поход неумолимо приближался.
Приключения начались ещё за несколько дней до похода: тем, кто покупал билет не через сайт Уральских Авиалиний, пришло уведомление об одностороннем переносе рейса авиакомпанией на сутки — теперь вылет 29-ого июня, а не 28-ого. Время то же — в 23:30. Сами УА почему-то решили, что предупредить о таком изменении чуть ли не после обеда в день вылета — это очень круто. Молодцы какие. Почему так произошло, они рассказывать отказались: «не владеем информацией». Ну и ладно. Зато мы с Леной смогли получить свои дипломы магистров с друзьями-одногруппниками и прочими учебными товарищами, а не одной ногой в самолёте. /*Выдача дипломов была как раз вечером 28 числа.*/ С машиной до альплагеря руководитель передоговорился, а маршрут перекраивать уже не стал — все равно на месте придётся в этом же упражняться. К слову, один из участников нашего безнадёжного мероприятия добрался до солнечного Душанбе без особых проблем, улетев на три (оп, уже на четыре) дня раньше остальных, чтобы докупить всякие крупы, добыть топливо для готовки еды, прощупать почву и, сдаётся мне, не в последнюю очередь — отдохнуть.
Итак, 29 июня собрались мы всемером и начали играть в увлекательную игру — «тетрис туриста» (или«как впихнуть невпихуемое») с усложнением: вес рюкзака ограничен двадцатью килограммами, остальное же должно сделать вид, что оно является ручной кладью или дико необходимой в полете одеждой (особенно нужны в самолёте до солнечного Душанбе пуховки и каски). Как оказалось, среди горнотуристического барахла не так-то просто найти достаточное количество тяжёлой, но в месте с тем компактной и, самое главное, не острой снаряги. На то, что продукты в ручной клади, вроде как, не приветствуются, многие благополучно забили — еда, упакованная для двухнедельного похода, на еду походит очень отдалённо и вообще вызывает всяческие сомнения касательно своей пригодности в пищу.
Домашний спортивный уголок превратился в станцию взвешивания: на гимнастические кольца предприимчивый Женя подвесил безмен. Остальные же периодически бегали к нему, ибо для точности измерений безмен надобно держать за маленькое кольцо и всяко не трясущимися руками, что затруднительно при взвешивании пресловутых двадцати кг.
Ну вот, пасьянс сошёлся у всех участников, пора перебираться в аэропорт. Переместить N (неизвестно сколько) кг туристов и M (много) кг барахла от места сбора до аэропорта согласились трое представителей славного турклуба УрГУ. Почему славного? Ну... В поход, вроде как, группа УПИ идёт, а водители кто? Молчу-молчу.
Добрались весело, даже без приключений. Удивительно.
А вот и таможня. Приключения заказывали? Нет? Оплатите ложный вызов.
Дело в том, что уже в процессе погрузки в машины встретили мы банду подозрительных лиц, которые, явно по предварительному сговору, передали нам посылку /*Отправляя группу в поход, друзья могут выдать оной так называемую «посылку» с указанием в стиле «открыть в пятый день похода». Запакована она обычно так, что до вскрытия можно только гадать, что в ней.*/ Вес посылки был обозначен как 350г. А в рюкзаках у всех около 20 кг, туда эти 350 г ну никак не вписываются. Руковод бунчит и брать отказывается, напоминая, что он-де предупреждал, мы самолётом, у нас вес груза ограничен, и вообще, все рюкзаки уже сформированы, пихать это некуда. Добросердечный Серёга берет сей предмет раздора к себе в ручную кладь. В каску. А что, моднявая такая сумочка получилась — в ней уже сухари были на тот момент.
Но вернёмся на таможню. В это время там происходит примерно следующий диалог:
— А что у Вас тут?
— Не знаю.
— Как это? Вы везёте через таможню сами-не-знаете-что? Ну хоть примерно.
— Даже примерно.
— ...
— Понимаете, у туристов есть такая традиция... — начал оправдываться злостный нарушитель правил таможни и авиаперевозок заодно (подозрительный чёрный пакетик ещё и побулькивал слегка).
Посмотрел таможенник на это безобразие, потряс посылочку, просветил несколько раз да пропустил. С просьбой в следующий раз убирать такое в багаж. Серёга, запомнил? Не попадись ему через годик-другой за тем же.
Только зарегистрировавшись на рейс, узнали, что он уже не в 23:30, а в 00:00. Женя начал вслух вспоминать, как его таким образом всю ночь мурыжили. Прелестно.
В рекордные сроки туристы превратили международный аэропорт в обыкновенный вокзал: разложенные шмотки (думаете, в ручную кладь мало влезть может? Ха. Как бы не так), снятые ботинки, спящие тела, гитара (маленькая и тихая, но все же гитара). Ещё культурный и аккуратный, но уже вокзал. Женя открыл кружок кройки и шитья — мастерил непромокаемый чехол для гитары.
А рейс опять переносят... Теперь до 1:00, о чем зачем-то сообщают несколько раз подряд (до этого вообще не объявляли о переносах). Гады. Всякий раз дёргаемся, ожидая, что вылет передвинулся ещё дальше. Расслабившись, всё-таки слышим «по решению авиакомпании ... до 1:20». Хочется есть. И определённости. Но больше есть, ибо в предпоходной суете еда, как, впрочем, и сон, частенько задвигается куда подальше. Штурмуем местный фастфуд. Нда-а, с такими ценами не очень-то наешься.
Оп-па! У нас же есть посылка. А что в ней написано? «Открыть во время днёвки.» Ну так, мы уже сутки должны быть на маршруте и из-за первого переноса рейса у нас сейчас как раз та самая днёвка. Притащив за уши объяснения, почистив совесть и хихикая на тему: «а теперь вопрос: „что в чёрном ящике?“. Хоть бы бананы!», удовлетворяем любопытство — вскрываем посылку. Как и предполагали, там сгущёнка и какао, а кроме этого — сникерсы. О-о-очень кстати. Спасибо, Дима! Прости, что не на маршруте распаковали.
Дурим на тему «на инструктаже по спасению в самолёте всем надеть каски». Миша дрыхнет, свернувшись калачиком. А под носом заботливо подложенный товарищами сникерс. Умилительное зрелище.
На часах 1:10, на табло (красном из-за тучи перенесённых на шесть утра рейсов — нам-то, оказывается, ещё повезло) вылет самолёта до Душанбе все так же значится в 1:20. Оптимисты. Хоп, уже 1:40. Нервный смех по всему залу. Уползла было на свободное сидение спать, но минут через 10 объявили посадку. Видимо, приманила.
Со всякими этими задержками в Душанбе приземлились уже под утро. Светло и тепло. Больше похоже на уральский день. Саня, встречающий нас, смахивает на местного жителя: в светлой одежде, взлохмаченный, он не отдаёт растерянных россиян на растерзание местным таксистам. Уверенно отбиваясь от всех, ведёт подопечных к заказанной машине. Местный международный аэропорт, между прочим, сильно напоминает наш Северный автовокзал.
В ответ на расспросы о том, где он жил, Саша рассказывает, что в Хаятте, и весь верхний этаж там его. Мы сонные и почти доверчивые, но ведёт он нас к подозрительного вида вагончикам. Собираю клочки, в которые разлетелось мнение о том, что Саня — серьёзный человек. /*Примерно в середине дня перестала удивляться и просто наслаждалась обществом*/. Зато каждому выдан пакетик с фруктами и орехами. Черешня! Живём!
До выезда в горы нужно перераспределить снарягу и продукты, собрать рюкзаки и решить вопрос с регистрацией (двухнедельный поход никак не укладывается в разрешённые три дня пребывания в стране без регистрации).





Прогулка по базару перерастает в экскурсию по городу. В очень интересную, надо сказать. Экскурсовод у нас свой — Саша. И какой! Плавная речь, обилие интересных фактов, неожиданный взгляд на вещи... К тому же, за 4 дня он соскучился по русской речи. В общем, на нас с немалым интересом оглядывались прохожие.





Горелка, вроде как, горит, но Миша с нами идти отказывается. Ну и ладно.

Теперь по плану вылазка за местными сладостями — в противоположную от базара сторону. Теоретически, ещё утро — на часах около восьми часов. Но день, начавшийся в Ёбурге, все ещё длится для нас, а солнце уже жарит во всю. Полное ощущение того, что сейчас около двух часов дня. Хочется купаться. Саня предлагает для тренировки забежать во-о-он на ту гору. Купилась. Думала, он тут от жары совсем того... Наивная какая. Звоним Олегу, зовём купаться. Он «за». Кто бы сомневался. Возвращаемся к вагончикам и забираем тусящих там с собой.


Двигаться уже лень, но ехать на транспорте скучно. До пляжа идём пешком через полгорода. Практически все теньки оккупированными местными, которые, видимо, размышляют о смысле жизни, ибо шевелиться на такой жаре совершенно не хочется. Кстати о местных. Кажется, я поняла, почему таджики так ужасно водят маршрутки в Ёбурге: они в принципе так водят. ПДД? Не слышали. Есть только одно правило: «под камерами делай вид, что ты едешь по правилам».
Переход дороги на зелёный свет ничем не отличается от перехода на свет красный. Остановиться посреди дороги? Запросто. Ещё и сигналят постоянно. Водители, видимо, сохраняются, садясь за руль. Кстати, общественный транспорт точно так же останавливается в самых неожиданных местах. Тормозится троллейбус где-нибудь в произвольном месте на усмотрение водителя (хорошо если у обочины хотя бы), из него выскакивает мальчишка типа нашего кондуктора и начинает убеждать прохожих в том, что им позарез нужно прямо сейчас сесть в этот троллейбус. Неожиданно.
А ещё есть легковые автомобили, которые тоже ездят по маршруту. И вообще, маршрутки или машины одинакового маршрута часто ездят стайками. Видела аж 4 подряд (вот совсем подряд, одна за другой) маршрутки с одинаковым номером. Ладно бы легковушки, в которых мест всего несколько. Так нет же, маршрутки. Маленький, говорите, город? Ну-ну...












В придачу к ней полагались колючие водоросли и, как окрестил их Олег, «озабоченные мальчики», которые всё стремились подплыть к нам поближе, а потом почти всю дорогу как бы невзначай провожали нас. Причём, в дороге они ещё и на других сменились. Зря, похоже, в Ёбург вернулась — там вон сколько кавалеров.

Очень непривычно видеть краны не над стеклянно-бетонными зданиями. Радует такое сохранение традиций.











Возле фонтанов прицепились к нам местные представители правопорядка. На заверения в том, что у нас все документы на регистрации, вот билет — сегодня прилетели — они среагировали не шибко адекватно. Оказалось, им хотелось денег. Много — аж 200 российских рублей. Выдали дяденькам эту крупную сумму. Только настроение изгадили. Пфе. Хотя, надо сказать, ненадолго.
На обратном пути перекусили в местной столовой (Саша все ругался на проблемы с поиском местной кухни — всюду всякие бургеры сомнительного качества). Вернувшись на базу, сонно расползлись по своим кроватям — день слишком уж длинный, ещё и сытная еда в совокупности с жарой отбивают всякое желание шевелиться. Но не тут-то было: казалось, что регистрацию нам уже сделали и пора выдвигаться в сторону гор.
Едем двумя машинами — столь комфортной заброски у меня, пожалуй, ещё не было. Пока один экипаж ездил за регистрацией, мы остановились в неубедительном теньке на обочине.
В неподвижной машине пекло. Вывалились на травку рядом, достали гитару. К нам присоединился какой-то паренёк с рядом стоящей автомойки. Так и пели на обочине, удивляя проезжающих мимо, пока не заметили вторую часть группы. С регистрацией всё хорошо, можно ехать дальше. Попрощались с местным, неохотно засунули гитару в чехол, а себя в душный салон автомобиля. Несколько минут на трассе, и в машине снова можно жить.
По пути все отрубились, не смотря на то, что горные серпантины на скорости 80 км/ч слабо способствуют сну. Но проснувшись, я уже не смогла уснуть обратно — такая красота вокруг. А потом был длинный тоннель, построенный китайцами. В последнем слове кроется подстава: с отводом воды в том тоннеле большие проблемы. Местный филиал ада получился: узко, темно, сыро, в усмерть размытая дорога, плотный поток на встречке, периодически занятая ремонтом полоса (это при том, что их там всего две). И всё это на протяжении 5.5 км. На нехилой такой скорости. Казалось, нет конца этому тоннелю. Но всё-таки вырвались. Свобода! Светло, тепло и простор вокруг.

Во время остановки видели гору, окутанную облаком пыли. К сожалению, фотографы ехали в другой машине и застали только кусочек этого зрелища.














По пути самоликвидировалась одна упаковка с маслом. Говорят, мой косяк. В масле два рюкзака, пакет, штаны. Кто-то в шоколаде, а у нас полгруппы в масле. Я молодец.


Ещё подъезжая, встретили мы мужиков, объявивших себя местным лесхозом (лес вокруг такой, что хоз ему прям необходим, да). Они потребовали заплатить за пребывание на их территории.
Водители предупредили Олега, что законности в этом сборе нет абсолютно и порекомендовали ничего не платить. А те сами прокололись, предложив заплатить не сейчас, а чуть позже — а альплагере «Вертикаль-Алаудин», до которого мы планировали добраться на машинах. Олег согласился, настроенный заплатить там. Но возле лагеря его решимость отступила, сменившись на резонное «а какого черта?». В общем, сэкономили мы. А спустя несколько дней одна из встреченных групп рассказала нам, что местные «хозяева» ищут не заплатившую пошлину группу чуть ли не с ружьями. Ой.
Ужинаем сегодня в чайхане. Так то. Местные мальчишки даже площадку под палатки нам расчистили. Сервис, однако. Хорошие у них каникулы — всё лето в таком красивом месте.
